«Усадьба давно, вернее никогда не видела столько посетителей», – такое мнение выразил один из давних ценителей творчества Николая Рериха, и с этим трудно не согласиться. После долгих судебных тяжб здания Усадьбы Лопухиных, наконец, переданы вновь созданному Музею Рерихов, филиалу Государственного музея Востока. Тем самым начата новая страница в истории сохранения, изучения и популяризации рериховского наследия…

Прошедшая здесь большая выставка «Николай Рерих. Восхождение» имела колоссальный успех, и это не удивительно. Впервые публике были представлены 190 произведений великого художника-мыслителя из четырех музеев России и Америки – Музея Рерихов (Москва), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург) и Музея Николая Рериха (Нью-Йорк). Многие работы художника впервые оказались в России, и это событие можно считать настоящей сенсацией. Прекрасные картины гармонично вписались в обновлённые залы главного здания Усадьбы Лопухиных.

Перед новогодними праздниками здесь состоялось торжественное открытие действительно уникальной выставки. И дело вовсе не в числе представленных картин, а в том, что по замыслу создателей художественное наследие Николая Рериха было представлено посетителям во всей своей цельности с его первых шагов на поприще профессионального живописца до последнего года творческой деятельности и всей его жизни. Каждому периоду жизни и творчества соответствовал отдельный зал экспозиции.

Отдельные, выделенные разделы экспозиции были посвящены таким особым темам, как Пакт Рериха, получивший известность в качестве «Красного креста культуры», а также духовно-философское учение Живой Этики, ставшее итогом внутренних поисков и устремлений художника-мыслителя и его супруги Елены Ивановны. Посетители выставки получили уникальную возможность пройти вместе с художником шаг за шагом по всему пути его творческой жизни, исканий и обретений.

В дни новогодних и рождественских каникул количество посетителей за день не раз превышало тысячу человек, экскурсии шли одна за другой, на некоторых лекциях не хватало стульев.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что мы соскучились по подлинному Рериху, и нам хочется красоты, а не борьбы за его наследие или тенденциозной и потому всегда искажающей правду идеологической пропаганды. Когда ещё нам вновь удастся увидеть картины «София Премудрость», «Монхиган», «Мост славы», «Санта-Фе», «Рио Гранде», «Аризона», «Священный ларец» и знаменитый портрет самого Николая Рериха кисти его сына Святослава, которые прибыли из-за океана? Возможность созерцать в одиннадцати залах лучшие образцы творчества великого мастера уникальна и бесценна, и можно лишь позавидовать тем, кто этой возможностью воспользовался.

Конечно в будущем нас ждут новые выставки и новые открытия, ведь Рерих – человек-загадка, и жизни не хватит, чтобы разгадать еë в полной мере. Но Музей Рерихов в Малом Знаменском переулке вскоре распахнёт свои двери посетителям с выставкой Николая и Святослава Рерихов из собственных коллекций. А уже через год здесь планируется открытие постоянной музейной экспозиции.

Нам уже не придётся расставаться с полюбившимися картинами. До новых встреч!