Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с Музеем Рерихов открывает цикл лекций «Люди Востока в их материальной и духовной культуре».

"Просветительские проекты пользуются в Москве всё большей популярностью. Надеемся, небольшой цикл лекций, который в апреле начинает Институт классического Востока и античности Высшей школы экономики в музее Рерихов не станет исключением. Наши ученые расскажут о тонкостях восточного обихода, о традиционных верованиях, о священных текстах — обо всём любопытном, таинственном, необычном, что издавна символизирует собою Восток. В предлагаемых лекциях каждый отыщет для себя что-нибудь новое и интересное: и те, кто впервые прикоснутся к восточным сюжетам, и уже давно завороженные сокровенной мудростью Азии, твердо верящие, что ex oriente lux — с Востока свет."
Илья Сергеевич Смирнов, российский синолог, директор Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, автор более 100 публикаций.

Начало лекции в 19:00. Приглашаются все желающие.
Вход свободный, но количество мест ограничено. Просьба пройти электронную регистрацию, ссылки - в анонсе каждой лекции.

10.04.18

Лекция Александра Мещерякова «Японская телесная культура»

Что думали японцы о своем теле? Во что они одевались? Почему они полагали, что нужно жить долго? Чего они стеснялись и чем гордились? Как лечились и как закалялись? Как представления о теле влияли на ход истории и какую роль они играли для сохранения национальной идентичности?
На все эти вопросы даст ответ известный исследователь японской истории и культуры Александр Мещеряков. В его лекции будут представлены результаты первого в мировой японистике комплексного исследования истории трансформации представлений о теле.

Александр Николаевич Мещеряков - российский историк, японист, литератор, главный научный сотрудник Института классического Востока и античности (ИКВИА) НИУ ВШЭ.

 

17.04.2018

Лекция Анны Цендиной «Культура Тибета: религии, письменные памятники, искусство»

Лекция посвящена самобытной культуре тибетского народа, сложившейся на нелёгком пути его исторического развития, полного драматических событий.
Тибет стал доступен. Можно сесть на самолёт и полететь в Лхасу. Оттуда на машине поехать в Шигацзе. На пароме добраться до Самъе. Можно погулять на перевале Тангла. Можно побеседовать с тибетцем у него дома в Гьянцзе, Женеве, Блумингтоне или Улан-Удэ. Разве мечтали об этом путешественники прошлого, проводившие на подступах к Тибету долгие месяцы и вынужденные отправляться домой, так и не увидев манившей их Лхасы? Современный мир, перевернувший всё и вся, сделал это осуществимым. Но от этого Тибет не стал менее далёким и закрытым. Всё так же о нём больше мифов, чем правды, всё так же больше вопросов, чем ответов.

Профессор Анна Дамдиновна Цендина - сотрудник Института классического Востока и античности (ИКВИА) НИУ ВШЭ, специалист в области монгольской и тибетской филологии.

 

24.04.18

Лекция Степана Родина «Традиционный японский дом»

Характерные особенности внешнего вида традиционного японского дома, его отдельные функциональные элементы, специфика конструкции, деление внутреннего пространства – всё это складывалось под влиянием множества факторов. Не только климат, ландшафт и преобладание отдельных типов строительных ресурсов определили особенности традиционного японского жилища. На этот процесс влияли и религиозные представления обитателей архипелага, и социальная структура японского общества в различные периоды истории. В ходе лекции мы рассмотрим основные архитектурные стили традиционной Японии в связи с представлениями о пространстве, сосредоточившись главным образом на планировке различных типов жилищ и усадеб в историческом контексте. Основное внимание будет уделено описанию и анализу типов народного жилья минка, характерного для Японии XVI–XIX вв.

Степан Родин - доцент Института классического Востока и античности (ИКВИА) факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

 

15.05.2018

Лекция Евгении Никитенко «Личность на средневековом Ближнем Востоке»

Широко распространено представление о том, что в Средние века человека определяли не его индивидуальные качества, а принадлежность к социальной группе и умение соответствовать своей социальной роли. Для самоидентификации имели значение такие факторы, как место рождения, принадлежность к семье и роду, профессия, вероисповедание, личность суфийского (духовного) наставника и др. За многими социальными ролями были закреплены определенные стратегии поведения, предписанные каноном. Этот канон нашел отражение в многочисленных этико-дидактических сочинениях, трактатах об общественном устройстве, руководствах для представителей различных профессий. Но действительно ли собранные в них предписания применялись на практике? Существовало ли внутри канона пространство для маневра, то есть для проявления индивидуальности? Могли ли отклонения от поведенческой нормы вызывать одобрение окружающих? По каким параметрам человек оценивал себя и других, и насколько вообще широка была палитра личностных свойств и качеств? Наконец, насколько открыто можно было говорить о себе в письменном тексте? В поисках ответов на эти и другие вопросы мы обратимся к историческим сочинениям мемуарного и автобиографического характера.

Евгения Никитенко - доцент Института классического Востока и античности (ИКВИА) факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

 

Цикл лекций «Люди Востока в их материальной и духовной культуре».

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с Музеем Рерихов провел серию открытых лекций «Люди Востока в их материальной и духовной культуре»:

10.04.18 Лекция Александра Мещерякова «Японская телесная культура»

17.04.2018 Лекция Анны Цендиной «Культура Тибета: религии, письменные памятники, искусство»

24.04.18 Лекция Степана Родина «Традиционный японский дом»

15.05.2018 Лекция Евгении Никитенко «Личность на средневековом Ближнем Востоке»

 


 

Цикл лекций «Введение в искусство»

С марта по май 2018 года в музее прошел цикл лекций - «Введение в искусство» (краткое введение в искусствознание)

Лектор – Мещанинова Ирина Алексеевна, художник, искусствовед, педагог. Член Московского объединения художников – Международный художественный фонд. Много лет занимается просветительской деятельностью, читает лекции по теории и истории искусства в учебных заведениях и Международном художественном фонде.

 

Расписание лекций:

2 марта 2018 г. Живопись. Виды живописи – монументальная, станковая, театрально-декорационная и др. Техники и материалы живописи.

16 марта 2018 г. Цвет и колорит. Цвет как главное средство выразительности в живописи. Символика, роль и значение цвета в живописи разных эпох, эмоциональное воздействие колорита.

30 марта 2018 г. Скульптура. Виды скульптуры. Материалы и техника. Свет и цвет в скульптуре. Аллегория.

13 апреля 2018 г. Жанры изобразительного искусства. Жанры простые и сложные. История жанров.

27 апреля 2018 г. Архитектура. Специфика и задачи: польза,прочность, красота (Витрувий). Материал, конструкция и декорация. Образ в архитектуре.

11 мая 2018 г. Образ времени. Краткий обзор основных стилей и направлений в искусстве с древнейших времен до наших дней.

 


 

В рамках проведения выставки Выставка «Николай Рерих. Восхождение» в Музее Рерихов прошел цикл из 11 лекций о жизни и творчестве Н.К.Рериха:

 

20 декабря 2017. 19:00 - Тютюгина Н.В. "Церковная живопись Николая Рериха." 

21 декабря 2017. 19:00 - Тютюгина Н.В. "Древнерусская традиция в живописи Николая Рериха."

23 декабря 2017. 17:00 - Ключников С.Ю. "Религии мира в художественном творчестве Н.К. Рериха".

27 декабря 2017. 18:00 - Келим Л.Ю. «“Мадонна Орифламма”. Знамя Мира».

5 января 2018. 17:00 - Росов В.А. "Н. Рерих. Жизнь и творчество" Лекция - беседа.

6 января 2018. 17:00 - Чернявский В.Е. - "Выставки Рерихов в СССР – феномен культурной жизни Советского Союза". 

11 января 2018. 19:00 - Герсимова И.А. "Символика пространства в художественном творчестве Н.К.Рериха".

12 января 2018. 18:00 - Гиндилис Л.М. "Философское наследие Рерихов и наука".

13 января 2018. 17:00 - Титова М.А. "Буддийская скульптура Тибета 16-18 вв".

14 января 2018. 17:00 - Крылов П.И. "Рерихи и семья Неру-Ганди".

15 января 2018. 19:00 - Крылов П.И. "Рерихи и Тагоры".

Уважаемые посетители! В ПАВИЛЬОНЕ № 13 на ВДНХ стартует лекторий.

С 9 февраля — цикл «Творческое наследие семьи Рерихов».

С 16 февраля — цикл «Многоликий Восток»

Начало лекций в 19 часов, 12+ 

 

Цикл лекций  ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕМЬИ РЕРИХОВ

 

9 февраля                  

Индо-португальская художественная традиция Южной Индии XVII-XVIII вв. в коллекции произведений искусства из наследия семьи Рерихов

Купить билет 

Титова М.А.

В 1498 г. португальский мореплаватель Васко да Гама открыл для европейцев морской путь в Индию. Так начинается история Португальской колониальной империи. Лекция расскажет о художественных традициях резьбы по слоновой кости, которые возникли в Индии, Китае и Японии в XVII-XVIII вв. благодаря инициативе португальских торговцев и миссионеров. Эти произведения декоративно-прикладного искусства заслуживают внимания как уникальный сплав Запада и Востока.

В лекции представлены образцы индо-португальской художественной традиции из коллекции семьи Рерихов.

 

23 марта

Небесный металл и земное мастерство: тибетские защитные амулеты в коллекции произведений искусства из наследия семьи Рерихов

Купить билет

Титова М.А.

В Тибете традиция изготовления и ношения защитных амулетов является особым видом декоративно-прикладного искусства и частью религиозной практики. Буддийские реликварии гау привлекали внимание путешественников, которые достигали «крыши мира», и поражали воображение любителей восточных украшений. Легенды о нерукотворных бусинах дзи и отлитых из метеоритного железа амулетах тхогчаг нашли своё отражение в фольклоре Тибета и Китая.

На лекции вы узнаете о трёх видах тибетских защитных амулетов, которые были собраны семьёй Рерихов во время путешествий в малоисследованные регионы Азии, и представлены в фондах наследия Рерихов ГМВ.

 

13 апреля

Творчество Н.К. Рериха: стиль и метод

Купить билет

Келим Л.Ю.

Николай Константинович Рерих – видный самобытный русский художник. Его картины яркие, узнаваемые, притягивающие необычными символическими образами. Оригинальное творчество Рериха вызывает многочисленные вопросы зрителей: «Что это за светящиеся краски? Как он это написал? Почему в его работах плоскостные изображения и так мало лиц людей? Он реалист или мистик? К какому стилю вообще относится его творчество?»

Лекция поможет понять, какие характеристики творчества Н.К. Рериха явились отражением развития русской художественной культуры рубежа ХIХ-ХХ вв. Как сочетаются традиционность и новаторство, черты западной и восточной иконографии в его искусстве. Какие индивидуальные особенности живописного языка, композиции, техники складывают своеобразный стиль художника.

 

4 мая

Теософские мотивы в творчестве Н.К.Рериха

Купить билет

Фролов С.Д.

Религиозно-философское мировоззрение Николая Константиновича Рериха, охватывающее как православное вероучение (включая его традиционный художественный канон), так и общечеловеческие устои других мировых религий, пронизывает многогранное творчество художника и несет сосредоточенный теософский посыл.

Следуя путем Рамакришны, Вивекананды, Елены Петровны Блаватской, Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, Николай Константинович ввел в поле зрения наиболее культурной части западного общества внутреннюю, сокровенную сторону индийской культуры.

 

25 мая 

Балетные образы Святослава Рериха

Купить билет

Росов В.А.

Лекция посвящена становлению Святослава Николаевича Рериха (1904-1993) как художника. Его творческий путь тесным образом связан с искусством танца, начиная с 1922 года, когда Святослав Рерих знакомится с Руфь Пейдж, американской танцовщицей из труппы Анны Павловой и Адольфа Больма. Она становится творческой музой художника, который пишет для нее либретто балетов, костюмы, устраивает сценическую судьбу балерины. Балетные образы формируют особый художественный мир С.Н. Рериха, оказав влияние на его дальнейшее развитие живописца и портретиста.

 

Цикл лекций МНОГОЛИКИЙ ВОСТОК

16 февраля    

Искусство Могольской Индии

Купить билет

Е.М. Шинкарева

Империя Великих Моголов, ставшая первым единым могущественным государством на территории Индийского субконтинента, была создана в 20-е годы XVI в. и фактически распалась к середине XVIII века.

На этот период приходится расцвет индийского искусства. Могольская знать окружала себя многочисленными предметами роскоши: великолепными тканями, изысканными ювелирными изделиями, богато украшенным оружием и другими изумительными произведениями декоративно-прикладного искусства. Сложился новый стиль индийской архитектуры, отличающийся торжественностью и грандиозностью форм. В XVI в. был построен дворцовый ансамбль Фатхпур-Сикри, гармонично соединявший в себе природные и рукотворные формы. Величие и изящество присущи зодчеству Индии XVII в. Один из самых значительных архитектурных памятников этого времени –  мавзолей Тадж-Махал. Произведения миниатюрной живописи, создаваемые при могольских правителях, стали истинными шедеврами.

На лекции мы проследим развитие уникальной художественной культуры эпохи Великих Моголов, родившейся из индийских традиций и мусульманских обычаев и впитавшей в себя особенности персидской и тюркской культур.

 

9 марта          

Жизнь Будды в искусстве стран Юго-Восточной Азии       

Купить билет

Н.А. Гожева

В традиционном искусстве таких государств Юго-Восточной Азии, как Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа и Вьетнам, образ Будды занимает одно из центральных мест. Здесь сложился иконографический канон, насчитывающий самое большое в мире количество разных изображений Будды (более 60!), каждое из которых связано с одним из моментов его легендарной жизни. На примере художественных памятников этих стран в лекции рассказывается о жизни основателя буддизма от момента его чудесного рождения до перехода в нирвану.

 

16 марта         

Китайский фарфор

Купить билет

Л.И. Кузьменко

Китайский фарфор - феноменальное явление в истории мировой цивилизации, уникальное, как с точки зрения совершенной технологии, так и художественных достижений. На протяжении веков, он отражал все основные тенденции времени и в свою очередь влиял на развитие других видов искусства не только в Китае, но в других странах Востока и Запада. Фарфор поистине можно назвать энциклопедией китайской жизни, истории, мифологии, литературы, театра, живописи, обрядов, связанных с традиционными праздниками, поскольку все перечисленное, нашло отражение в сюжетной тематике росписей, а также в функционировании самих предметов.

 

30 марта         

Архитектурные жемчужины Индонезии

Купить билет

Г.М. Сорокина

Изумрудным ожерельем протянулись вдоль экватора более чем 17 тысяч островов, на которых проживают многочисленные народы Индонезии. Почти в самом центре архипелага располагается остров Ява, где в средневековый период процветали индуистско-буддийские государства. Во славу богов в центре острова на протяжении двух веков возводились многочисленные храмы, среди которых как подлинные жемчужины выделяются два храмовых комплекса – Боробудур (конец VIII – начало IX в.) и Прамбанан (середина IX в). Лекция знакомит с этими выдающимися творениями яванских зодчих, подобных которым нет нигде в мире. Уникальный характер им придают глубоко продуманная, символичная структура и богатейший скульптурный декор, отличающийся значительными художественными достоинствами. Рельефы Боробудура, воплощающего в целом строение буддийской Вселенной, показывают праведные и неправедные деяния людей и их последствия, подчиненные законам кармы, сцены из жизни великого учителя Будды Шакьямуни и его предыдущих рождений, волшебную историю принца Судханы и девушки-киннары Манохары и многое другое. Скульптурный декор храмов Прамбанана восхищает величественными картинами эпической поэмы «Рамаяна», которые соседствуют с изображениями индуистских богов.

 

6 апреля            

Буддийское искусство Японии: от первых храмов до дзэнских свитков   

Купить билет                                                       

А.А. Егорова

Буддизм приходит в Японию с континента и в VI веке становится государственной религией: строительство грандиозных монастырей, росписи молитвенных залов и скульптурные портреты наставников должны были не только упрочить положение буддизма и укрепить единство страны, но и отразить сложный мир буддийской духовности. Образцами для японских мастеров послужили китайские и корейские буддийские памятники, однако уже к эпохе Хэйан (VIII-XII вв.) буддийское искусство Японии получило яркое своеобразие, как и сам буддизм, соединивший в доктринах и народных представлениях континентальное учение с местными верованиями. На лекции вы узнаете, как осваивались когда-то чуждые идеи и художественные формы, как они укоренялись в Японии и прорастали в местную культуру, как бурные исторические события и смена школ буддизма повлияли на японское искусство – от гигантских статуй эпохи Нара (VIII в.) до эксцентричной живописи и каллиграфии дзэнских мастеров Эдо (XVII-XIX в.).

 

20 апреля           

Древние культуры степной зоны Евразии: Властители степей. Материальная и художественная культура кочевников Азии VII – V вв. до н.э.      

Купить билет                                

С.Б. Болелов

Во второй трети I тыс. до н.э. на огромной территории «Великой евразийской степи» от Днепра до Саян формируется этно-культурная общность, которая в археологии получила название «культуры скифо-сакского типа». Помимо сходного способа хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство, эти культуры, несмотря на локальные различия, характеризуются, в общем, близким обликом материальной культуры и своеобразными, близкими по технологии исполнения и идейному содержанию предметами художественной культуры и декоративно прикладного искусства.

 

27 апреля           

Восточная нумизматика      

Купить билет                             

М.Н. Бутырский

Собирательное понятие «монеты Востока» до некоторой степени условно, настолько разнит их временной и географический диапазоны. Древнейший период восточной нумизматики связан с эпохой доисламских азиатских империй VI в. до н.э. - VII в. (Ахемениды, Аршакиды, Сасаниды, кушаны, Хорезм), в чеканке которых прослеживается как влияние, так и противодействие традициям эллинизма. Сложение мусульманской денежной системы в новосозданном арабском Халифате (VII в.) привело к появлению новых монет: золотого динара, серебряного дирхема и бронзового фельса. Очень скоро определились главные компоненты общеисламского «образа власти» в нумизматике - символ веры, имя правителя, место и год чеканки - и способы его оформления. Отказ от фигуративности не был канонизирован, но его соблюдение требовала традиция. Поэтому столь ярким и оригинальным явлением стали монетные типы тюркских ближневосточных династий XII-XIII вв. (Зенгиды, Артукиды), в которых воспроизводились античные и византийские мотивы.

 

11 мая                

Не потерянный рай. Сюзане Узбекистана

Купить билет

В.А.Мясина

В XIX веке вышивка была одним из самых популярных видов народного искусства Средней Азии. На территории нынешнего Узбекистана и в северных районах Таджикистана, где мастерством вышивальщицы владела практически каждая женщина, получили распространение большие декоративные вышивки, известные как свадебные покрывала сузани. Они были обязательной составляющей приданого невесты, а также играли важную роль в самом свадебном обряде. Их пышные цветочно-растительные узоры взывают к образу Райского Сада, но наряду с этим в них воплотилась неизменная женская мечта о счастье и красоте.

В лекции идет речь о процессе создания вышивок, их стилистических особенностях, ритуальном значении и семантике орнаментальных мотивов.

 

18 мая                

Эхо советского Азербайджана

Купить билет

М.Ю.Филатова

 

8 июня               

Художественная керамика Турции XVI-XX вв. 

Купить билет                                                                

М.В. Кулланда 

Изготовление керамики — один из тех видов ремесленной деятельности, благодаря которым мировую известность приобрели турецкое декоративно-прикладное искусство и османская художественная традиция. Живописные изразцы мечетей и дворцовых построек по сей день пленяют путешественников в городах Турции, а утварь, создававшаяся керамистами Османской империи (XIV- нач. XX в.), хранится во многих музеях мира.

Мы поговорим об изменениях, происходивших в искусстве производства турецкой художественной керамики, о тонкостях взаимоотношений мастеров с султанским двором, о своеобразии знаменитого «османского стиля», истоках его возникновения, причинах упадка и попытках возрождения.

 

15 июня              

Великолепие персидского базара: декоративно-прикладное искусство Ирана                                                                        

П.В. Коротчикова

Купить билет

 

22 июня              

Маски и марионетки Африки

Д.В.Ванюкова

Купить билет